справка
В соответствии с п. 3 ст. 80 УИК РФ, бывшие военнослужащие внутренних войск, сотрудники правоохранительных органов (полиции, МВД, ФСИН, ФСБ), прокуратуры, следственного комитета, судов должны отбывать наказание в специализированных исправительных колониях для бывших сотрудников. Соблюдение данного требования необходимо для обеспечения безопасности экс-блюстителей закона. Для защиты жизни и здоровья в «спецзоны» могут быть направлены и бывшие представители иных структур: ФНС, МЧС, судебные приставы и т.п.
Деление на режимы в так называемых «ментовских», или «красных», тюрьмах точно такое же, как и в обычных. В зависимости от тяжести совершённого преступления осужденные из числа ранее работавших в системе правосудия могут быть направлены в:
Отдельных исправительных учреждений для БС, получивших пожизненные сроки наказания, официально в России нет. Бывшие сотрудники правоохранительных органов направляются в общую тюрьму особого режима в Архангельской области.
Помимо совершения особо тяжкого преступления с осуждением на пожизненный срок, экс-сотрудник правоохранительных органов может оказаться в общем исправительном учреждении, если он был уволен «задним числом» и не подал ходатайство об отбывании срока на «спецзоне».
Как и все остальные категории обвиняемых, до суда бывшие сотрудники правоохранительных органов содержатся в следственном изоляторе. Уже на этом этапе экс-блюстители закона отделяются от общего контингента. Их помещают в специальные камеры для БС, без учёта тяжести совершённого преступления. Так, сокамерниками в СИЗО могут оказаться ранее не судимые подозреваемые по экономическим статьям и подследственные убийцы-рецидивисты из числа бывших представителей правоохранительных органов.
🔥 Читайте: Как выглядят камеры в российских тюрьмах и СИЗО
Условия содержания бывших сотрудников в следственном изоляторе подчас могут оказаться хуже, чем у остального контингента. Всё дело в том, что транзитных БС-камер мало, количество мест в них ограничено, и поэтому на 15 арестантов может оказаться 10 коек. Во всём остальном «комфортабельность» помещений и материальное обеспечение точно такие же, как у остальных подследственных.
В большинстве случаев в БС-камерах нет ролей смотрящего и авторитетов. Но иногда случается, что роль «старшего» занимает самый «долгосидящий» из сокамерников.
После прохождения стандартных карантинных процедур осужденные из числа БС распределяются по отрядам и отправляются каждый в свой барак. Бараки для осужденных в «красных» тюрьмах большие, просторные. Их расположение на территории исправительного учреждения напоминает жилой квартал.
Бараки обычного содержания в колониях общего режима для бывших сотрудников оборудованы 50 – 60 двухэтажными койками с прикроватными тумбами. У каждого отряда есть своя комната для воспитательной работы, где можно посмотреть телевизор или поиграть в настольные игры, своя столовая, где осужденные питаются согласно расписанию. Также каждый брак оснащён санузлом, душевой, телевизором. Благоустроенность места проживания любого отряда целиком и полностью зависит от инициативы и финансовых возможностей самих осужденных. Так, например, заключённые могут скинуться на покупку новой стиральной машины или мебели, передать деньги в «актив», а тот через администрацию колонии осуществит необходимую покупку.
На территории исправительного учреждения для бывших сотрудников правоохранительных органов, как правило, располагаются обособленные здания библиотеки и клуба, храм, внутренний дворик для ежедневных прогулок арестантов.
По отбытии определённого срока наказания, при условии отсутствия взысканий, хорошем поведении и добросовестном отношении к труду арестант может быть переведён в отряд с облегчёнными условиями содержания. В российских тюрьмах БС данная мера может подразумевать также переезд в более комфортабельные спецкорпуса с комнатами на 4 человека. На средства и усилиями самих заключённых такие корпуса зачастую оснащаются бильярдом, оранжереями и т. п. Дополнительным плюсом облегчённых условий содержания является возможность подать ходатайство о смягчении режима и переводе в колонию-поселение для бывших сотрудников.
В случае систематического получения взысканий заключённый переводится в отряд со строгими условиями содержания. В этом случае он отправляется в барак к рецидивистам и таким же злостным нарушителям порядка, как и сам.
Позвонить родным и близким отбывающий наказание в исправительном учреждении для бывших сотрудников может с тюремного телефона-автомата. В соответствии с графиком, для каждого отряда устанавливается свой день и свои часы для переговоров. Звонки осуществляются в порядке живой очереди.
Телефон-автомат совместим с городскими телефонными картами, так что родственники могут отправлять их осужденному в составе передач и посылок. Или же заключённый может самостоятельно приобрести специальную ленту для телефона-автомата в тюремном магазине.
В большинстве колоний общего режима для бывших сотрудников и во всех колониях-поселениях сняты ограничения на использование мобильных телефонов. Воспользоваться сотовым в тюрьме заключённый может по графику. Хранятся «легальные» мобильники в комнатах охраны.
Как правило, администрация «красных» тюрем методом открытого голосования сотрудников набирает себе «помощников» из числа отбывающих наказание. Они формируют так называемые секции порядка и дисциплины. В зависимости от уклада каждой конкретной колонии, избранные «активисты» могут следить за соблюдением правил, выявлять и пресекать нарушения среди сокамерников, наряду с персоналом участвовать в утренних и вечерних проверках, обысках.
В большинстве случаев именно помощники администрации занимают самые престижные оплачиваемые должности: дневального, старшего дневального (завхоза), санитаров медсанчасти, кухонных работников.
Дневальный отвечает за наведение и поддержание порядка в помещениях, контролирует процессы уборки, может участвовать в проводе заключённых по территории колонии. В обязанности старшего дневального входят обеспечение комфортного совместного сосуществования осужденных, урегулирование возникающих конфликтов, поддержание здорового психологического микроклимата в отряде. Кроме того, они выполняют роль завхоза, собирая деньги на общие нужды и совершая покупки через администрацию исправительного учреждения.
🔥 Читайте: Как узнать, где отбывает наказание осужденный
Рабочее время в распорядке дня колонии общего режима для бывших сотрудников правоохранительных органов составляет 7 часов. Те, кто не задействован в административной работе, на кухне и в уборке корпусов, работают на швейном производстве, в столярных мастерских, на подсобном хозяйстве, занимаются упаковкой. Полноценных предприятий в российских тюрьмах больше нет. Им на смену пришли центры трудовой адаптации осужденных (ЦТАо). Они обеспечивают работой примерно треть общего населения спецзоны. Трудятся в основном те, кто имеет долги на воле, установленные судом взыскания, штрафы. Хотя есть и те, кто просто не может бездельничать.
Квалифицированного труда на зонах общего режима, а также в колониях строгого режима для бывших сотрудников становится всё меньше. Если где-то и уцелело производство (металлообработка, деревообработка), оборудование давно уже устарело и не позволяет выполнять серьёзные заказы. Обновлять «цеха» никто не спешит, поскольку это нерентабельно – у бывших блюстителей закона нет необходимых рабочих навыков, квалификаций, а обучение занимает очень много времени.
Предусмотренное в ежедневном расписании свободное время заключённый БС-колонии может провести в библиотеке, комнате воспитательной работы (там телевизор, столы с настольными играми) или же в клубе (чаще всего там функционируют кружки рисования, обучения игре на музыкальных инструментах).
В конце недели проводятся массовые концерты, киносеансы в специальных залах.
Так же, как и на обычных зонах, количество разрешённых встреч с родными и близкими в тюрьмах для бывших блюстителей правопорядка строго регламентировано законом, зависит от режима и условий отбывания наказания.
Колонии общего режима предусматривают:
🔥 Читайте: Выезд заключенного за пределы исправительного учреждения: кому разрешен и как получить
Отбывающие наказание в колониях строгого режима для бывших сотрудников правоохранительных органов могут рассчитывать на:
В колониях-поселениях для бывших сотрудников количество встреч с родными и близкими не ограничено. В определённых ситуациях допускается даже постоянное совместное проживание заключённого с семьёй.
Несмотря на то, что в «красные» тюрьмы попадают экс-сотрудники ФСИН, «криминальная» традиция деления на касты и здесь поддерживается. Правда, иерархия заключённых здесь намного проще. Есть всего три условные категории:
Активисты – это те самые помощники администрации (дневальный отряда, старший дневальный и занимающие другие должности в секциях дисциплины и порядка).
Мужики – обычные работяги.
Отделённые – изгнанные из общества заключённых за какие-то проступки. В эту категорию автоматически попадают педофилы, геи. Также распространённым поводом для исключения является кража у сокамерников. Решение об «отделении» осужденного принимают исключительно второходы (те, кто ранее сидел), руководствуясь вескими основаниями. «Отделённые» выполняют самые грязные работы в тюрьме, сокамерники с ними не здороваются и не сидят за одним столом. У попавших в данную категорию нет пути назад. Даже оказавшись в местах лишения свободы повторно, бывший «отделённый» автоматически возвращает свой статус.
Есть среди сидельцев БС-колоний и те, кто ни к какой касте не относится, живёт автономно, сам по себе.