справка
Пожалуй, не существует более «несвободного» места на любой зоне, чем ШИЗО. Эта аббревиатура расшифровывается как «штрафной изолятор». Туда помещают злостных нарушителей режима в ИУ или "провинившихся" по мнению администрации заключенных.
Максимальное количество суток в ШИЗО, которое может получить осужденный, равно 15. Однако у тюремной администрации есть множество способов обойти это правило.
Несведущие в «зоновской» терминологии люди зачастую называют ШИЗО карцером, что близко, но не тождественно по смыслу. Дело в том, что в учреждениях УИН карцеры отсутствуют как таковые – они есть исключительно в СИЗО, относящихся к системе МВД.
Карцер предусматривает исключительно одиночное содержание, количество человек в камере ШИЗО может достигать 8 (а иногда и более). Но «сидельцев» ШИЗО выводят на работу, да и вообще их быт более разнообразен благодаря хотя бы минимальному общению.
Ограничения на посылки, свидания, телевизор, расход средств с личного бюджета и так далее в карцере и ШИЗО аналогичные, то есть абсолютный запрет. Словом, как ни называй эти помещения, суть дела не меняется – это совсем не санатории.
Да, в крытых зонах (крытках, тюрьмах) ШИЗО мало отличаются от общих камер визуально, но максимальное ужесточение режима, прессинг со стороны администрации и тотальный запрет на курение делают помещение в ШИЗО суровым наказанием даже для видавших все осужденных.
ШИЗО – это особое отделение ИУ (колонии, тюрьмы), ТПП, где расположены камеры для нарушителей режима. Там же в этом особо строгом отделении находятся и ПКТ. Вся эта территория огорожена и охраняется отдельно: штрафники не могут перемещаться по колонии свободно.
Камеры рассчитаны на разное количество «постояльцев» – от 2 до 8 человек (по количеству коек-шконок). Зачастую количество сидельцев превышает число шконок (особенно после каких-нибудь массовых беспорядков), и тогда спать приходится по очереди.
Полы обычно бетонные, реже деревянные. В деревянных настилах проще прятать «запрещенку», поэтому администрация стремится максимально упростить процесс обыска. Стены – покрыты краской или штукатуркой, зачастую с «историческими» надписями бывавших «сидельцев».
Окно обязательно, причем оно должно открываться (открывает его охрана по просьбе обитателей ШИЗО, если в камере становится слишком уж душно). Решетки на окне, радиаторе отопления (кстати, температура в камере не должна опускаться ниже 16 0С), лампе.
Шконки раскладываются только на время сна, обычно с 22.00 до 6.00. На это же время выдаются матрасы и постельное белье (утром их сдают на дневное хранение). Обязателен стол и места для сидения (пищу принимают либо в камере, либо на работе), но зачастую их делают настолько неудобными, что долго не просидишь. Впрочем, стол есть далеко не всегда, а «стулья» часто представляют собой либо полки-«жердочки», либо столбики небольшого диаметра.
🔥 Читайте по теме: Наказание в колонии. Что такое СУС, ПКТ, ЕПКТ, БУР, ШИЗО
По санитарным нормам, в камере должен быть нормальный унитаз и раковина со смесителем, причем хотя бы за условной перегородкой. Однако в отдаленных зонах можно и сейчас столкнуться с выносными ведрами, а умывальник и вовсе может отсутствовать.
Условия в ШИЗО отнюдь не санаторные, но благодаря усилиям правозащитников администрации большинства ИУ пытаются привести условия существования штрафников хоть к подобию соответствия установленным нормам.
Например, до 1988 года условия содержания в ШИЗО были поистине бесчеловечными. Заключенных кормили через день откровенной баландой, им не положены были матрасы и постельное белье, спали зачастую прямо на бетонном полу, прогулок предусмотрено не было. То есть это была настоящая пытка – холодом, голодом, невыносимой вонью и изоляцией.
Помимо более чем спартанских условий существования, в соответствии со статьей 118 УИК РФ, на штрафников накладываются существенные ограничения. Запрещены:
Максимальная длительность прогулок – 1 час. Заключенные в ШИЗО могут и должны работать, но отдельно от других осужденных. Однако если осужденный учится, на занятия его не выводят и учителей не приглашают. Разрешены визиты исключительно духовных лиц.
По сути, сидельцы ШИЗО изолированы от остальной зоны: они отдельно принимают пищу, при необходимости лечатся в ЛИУ, проходят санобработку и помывку.
Камеры и прогулочную территорию убирают по очереди – на время уборки выдается соответствующий инвентарь. Теоретически график устанавливает администрация ИУ, но обычно распределением неприятных обязанностей занимаются сами осужденные, причем далеко не всегда справедливо.
Обратимся к Приказу Минюста РФ от 16 декабря 2016 г. № 295 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений». Там оговорен порядок пребывания осужденных в ТПП, в том числе и в ШИЗО. Заключенным запрещается брать с собой продукты и личные вещи – они сдаются на хранение и возвращаются по выходу из ШИЗО.
С собой можно взять:
Посуда, принадлежности для бритья и средства индивидуальной гигиены хранятся у дежурного и выдаются в соответствии с распорядком дня.
В статье 116 УИК РФ имеется список нарушений, которые квалифицируются как злостные (мелкое хулиганство, отказ от работы, хранение, изготовление и употребление «запрещенки», подстрекательство к бунтам, гомосексуальные связи, конфликты с администрацией и многое другое). Впрочем, любое нарушение, совершенное дважды в течение года, автоматически превращается в злостное.
Обычно на первых порах ограничиваются выговорами, затем следует штраф, ШИЗО, ПКТ и ЕПКТ. Причем в ШИЗО можно попасть как с общей зоны, так и с ПКТ (БУРа).
Суд в данном случае не нужен: достаточно решения начальника ИУ, формального медосмотра – и здравствуй, изолятор. Однако инвалида I группы туда поместить не могут. Ряд ограничений касается и женщин (беременных, рожениц, имеющих детей до 3 лет в доме ребенка при ИУ).
Интересный момент: максимальное количество суток в ШИЗО равно 15. Ранее вторые 15 суток могли дать лишь «через матрас», то есть осужденного формально освобождали, а затем оформляли в ШИЗО по второму кругу, часто по надуманным причинам.
С выходом новой редакции УИК РФ необходимость в таких ухищрениях отпала: теперь можно получить еще 15 суток, не выходя из штрафного изолятора. Все просто: надпись на стене, отказ от уборки или работы, грубость по отношению к надзирателю, упомянутое выше курение – и вновь ШИЗО.
Больше всего заключенные в ШИЗО страдают от отсутствия сигарет – эта простая радость для них под запретом. Конечно, бывалые осужденные знают, что такое «торпеда» и умело используют естественные отверстия для проноса и хранения «запрещенки». Однако и надзиратели не лыком шиты: зачастую на досмотры приглашают даже медиков, чтобы извлечь из заключенных тщательно спрятанную «запретку».
Борьба идет с переменным успехом, но в камерах все равно дымят, несмотря на запреты и запредельную духоту. До недавнего времени даже некурящие «правильные пацаны» должны были проносить для курящих табачные торпеды. Кстати, и тайная связь между камерами работает, несмотря на усилия администрации, так что «запрещенку» все-таки передают друг другу.
По сей день существует традиция пышной встречи с «кичи» (из ШИЗО). Сидельца встречают с помпой, выкладывая на столы самое лакомое и с кайфом чифирят. Особым шиком считается достать спиртного или наркотиков. Это, естественно, не касается представителей низших каст – так встречают только «уважаемых пацанов».