справка
Беспрекословно соблюдать Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений получается не у всех. Советуем при этом помнить, что каждое зафиксированное нарушение режима влечет за собой соответствующее взыскание согласно ст. 115 УИК РФ.
Вообще, мер наказания в тюрьме достаточно. В этой статье подробно расскажем об одной из достаточно строгих мер – заключении в ПКТ, то есть помещение камерного типа.
ПКТ – по сути, тюремная камера, которая существует в рамках колонии и является ее структурной единицей. Это специальное запираемое помещение, где осужденные живут в течение всего срока, на который наложено взыскание (до полугода).
ПКТ – аббревиатура нового времени: ранее такие помещения назывались БУРами (бараками усиленного режима).
Обстановка внутри такой камеры удручает. Оштукатуренные или окрашенные голые стены, решетки на окнах, лампах и радиаторах, складные лежаки-шконки («вертолеты»), убирающиеся к стене, лавки, санузел за условной перегородкой, стол, намертво привинченный к полу.
Летом в ПКТ очень жарко, зимой холодно, а душно – постоянно. Большинство «жильцов» курит, а дела с вентиляцией обстоят не очень хорошо. Мягко говоря. Самим окно открыть невозможно, приходится просить об этом охранника, а какое у него на данный момент настроение – неизвестно никому.
«Сидельцы» ПКТ не освобождаются от работы, но трудятся отдельно от прочих осужденных. Пищу они принимают обычно в камере либо по месту работы, причем кормят откровенно плохо даже по меркам ИУ. Впрочем, все зависит от администрации: снижение норм питания для осужденных в ПКТ не предусмотрено. Постельное белье выдается только на ночь, но бывает, что администрация проявляет снисхождение в этом вопросе.
Камеры заключенные убирают сами – по графику, утвержденному администрацией. Дежурному выдают все необходимое для уборки, и он отвечает за чистоту. Отказ от уборки либо очевидный беспорядок в помещении – это очередное взыскание.
Многие путают ПКТ и ЕПКТ (единое помещение камерного типа). Первое, как мы уже говорили, представляет собой структурное подразделение колонии. ЕПКТ – это уже тюрьма, то есть «крытая зона» или «крытка». Туда этапируют осужденных по общим правилам и обычно надолго. Максимальный срок – один год, но существует масса способов и правила соблюсти, и оставить человека в тюрьме до конца срока (например, изменить режим). Женских ЕПКТ пока не существует.
Несмотря на то, что условия и права заключенных в ПКТ и ЕПКТ приблизительно одинаковы, ЕПКТ считается жестче хотя бы потому, что в «крытых» зонах режим соблюдается намного строже, а с охраной договориться труднее. Еще бы: «крытки» создавались для особо опасных рецидивистов и злостных нарушителей, с которыми никто миндальничать не собирается.
ШИЗО – штрафной изолятор на зоне. Условия там еще более жесткие, чем на ПКТ:
Находящимся в ПКТ разрешаются:
Сохраняется право и обязанность на работу, можно брать книги в библиотеке, писать письма, учиться, приглашать служителей религиозных культов, но общение с остальными обитателями колонии ограничено.
К сожалению, не существует четких норм, по которым администрация колонии определяет меру наказания. За одно и то же нарушение одного могут просто пожурить или дать небольшой штраф, другого – запереть в ПКТ на полгода.
Теоретически в ПКТ помещают злостных нарушителей режима за распитие спиртных напитков, употребление наркотиков, хранение запрещенных предметов, мелкое хулиганство, неповиновение администрации, невыход на работу и прочие серьезные нарушения.
Полный перечень «косяков», за которые можно угодить в ПКТ, приведен в первом абзаце ст. 116 УИК РФ. Там же написано, что любое нарушение режима может быть признано злостным, если совершено минимум дважды в течение одного года. Однако трактовать эту статью можно как угодно: к категории запрещенных предметов относится и аспирин, и героин, но разница, согласитесь, огромная.
Как правило, в ПКТ отправляют при повторных нарушениях режима и уже после СУСа, то есть строгих условий содержания. Иными словами, взыскания идут по мере ужесточения.
Важное замечание: при нахождении в ПКТ взыскание в виде помещения в ПКТ применяться не может, то есть увеличить срок пребывания в помещении камерного типа заключенному, который уже находится там, администрация не вправе.
Впрочем, ведь существуют и ШИЗО, и ЕПКТ, так что рычагов давления на осужденного у начальства остается масса. К тому же закон не запрещает снова запереть осужденного на ПКТ после пары дней в «вольной» зоне.
Если во время пребывания в ПКТ у заключенного обнаруживаются проблемы со здоровьем, его переводят в соответствующий медицинский изолятор («на больничку»). Пребывание там засчитывается в срок отбывания взыскания в ПКТ, но при условии, что осужденный не нанес себе повреждений сам.
Существует несколько категорий заключенных, которых не помещают в ПКТ ни при каких обстоятельствах. Это инвалиды I группы и женщины (только беременные, роженицы и имеющие детей до 3 лет, содержащихся в доме ребенка при колонии).
И самый важный момент: к сожалению, пребывание в ПКТ существенно отодвигает срок освобождения. Но есть и приятная новость: если в течение года осужденный вел себя примерно (то есть, не получал взысканий), старые взыскания погашаются. Это значит, что пусть и вдалеке, но вновь маячит надежда на условно-досрочное освобождение.