справка
Любое МЛС – далеко не курорт, но исправительная колония особого режима – это место, где осужденные особенно ценят свободу, так как лишены ее практически начисто. Да и выйти из такой ИК на свободу порой весьма затруднительно в принципе.
На данный момент в России насчитывается более полусотни зон особого режима. Однако только в семи из них содержатся осужденные, приговоренные к пожизненному заключению и потенциальные «смертники». Согласно статистике, в них содержится порядка двух тысяч человек. В соответствии со статьей 157 УИК РФ, такие заключенные должны содержаться отдельно от прочих.
Согласно статье 58 УК РФ и в соответствии с современными реалиями, к содержанию на особом режиме могут быть приговорены:
«Пыжи», как называют себя такие заключенные, получают столь суровое наказание за особо тяжкие преступления: жестокие и серийные убийства, терроризм, организацию и участие в ОПГ, оборот наркотиков в крупных размерах, захват заложников, педофилию и так далее.
Несмотря на то, что в РФ введен мораторий на смертную казнь, из УК и УИК соответствующие статьи не убрали.
Согласно статье 18 УК РФ, особо опасными рецидивистами считаются осужденные, совершившие тяжкое или особо тяжкое преступление после двух тяжких или одного особо тяжкого.
Практически все ЕПКТ РФ расположены на территории ИК особого режима. Для помещения туда не требуется повторный суд – достаточно решения администрации ИУ, где осужденный отбывал наказание по первому суду. ЕПКТ формально не является особой зоной, но условия содержания сопоставимы.
В рамках любого режима выделяются три формы условий содержания: обычный, облегченный и строгий. Это не формальность, кажущаяся свободным людям мелочью: в тех условиях важен любой нюанс.
Все осужденные на особый режим попадают сразу в обычные условия содержания. Исключение составляют лишь «пыжи», смертники и осужденные, совершившие умышленные преступления уже во время отбытия наказания.
Вопреки распространенному заблуждению, осужденные в обычных условиях строгого режима живут в общежитиях. Они могут трудиться в промзоне, учиться, посещать библиотеку, тренажерный зал. По вечерам, в порядке поощрения, можно смотреть телевизор в комнате отдыха. Правда, времени на отдых остается мало: все «съедают» режимные моменты.
На обычных условиях разрешены:
Из обычных условий при отсутствии нарушений в течение года можно попасть на облегченные. Нарушителей (за конфликты с администрацией и другими заключенными, наличие и изготовление «запрещенки» и прочие проступки) переводят на строгий режим.
Осужденные проживают в тех же общежитиях, что и на обычном режиме, но пользуются несколько большей свободой перемещения по зоне. Обычно их досуг несколько более разнообразен и длителен, но все зависит от реалий конкретного ИУ.
Дополнительный глоток свободы выражается в увеличении бюджета на расходы (до 7 800 р.), свиданий (по три краткосрочных и длительных), посылок и бандеролей (по четыре).
В строгие условия может попасть любой осужденный, отбывающий наказание на особом режиме, за всевозможные нарушения и конфликты с администрацией. Обратно в обычные условия можно вернуться только через год при условии отсутствия нарушений.
Пожизненники сразу попадают на строгий режим содержания, причем перейти на обычный они могут только через 10 лет отсидки. При этом содержатся они все равно в камерах не более чем по два человека: на зону к другим заключенным для них путь отрезан.
Иногда применяется одиночное заключение – по просьбе осужденных или решению администрации. Одиночное заключение губительно сказывается на психике: мало кто сохраняет здравость рассудка после нескольких лет полной социальной изоляции.
Заключенные в строгих условиях проживают в камерах, там же принимают пищу. Они перемещаются по территории колонии исключительно под охраной. Единственная возможность ежедневно покидать камеру – это прогулка в тюремном дворике продолжительностью в полтора часа (с перспективой получить дополнительные полтора часа при хорошем поведении), редкие медосмотры и свидания.
В строгих условиях особого режима разрешены:
Осужденные, отбывающие наказание на особом режиме, пользуются правом на УДО наравне с прочими заключенными. Право на УДО наступает при отбытии заключенным установленной статьей 79 УК РФ части наказания. Для контингента колоний особого режима это обычно ⅔ – ⅘ срока при условии отсутствия нарушений, конфликтов с администрацией и так далее.
На данный момент не известно ни одного случая удовлетворения подобного ходатайства. Однако были единичные случаи, когда пожизненные и смертные приговоры пересматривались в связи с изменениями в УК. Осужденные отбывали положенное наказание и освобождались в общем порядке.
🔥 Читайте: Тюрьмы США: отличия от российских
Что удивительно, условия содержания в особых зонах иногда лучше, чем в обычных и строгих ИК. В камерах сидят по 2-4 человека («пыжи» – только по двое или в одиночку), во многих камерах есть горячая вода и вполне современно обустроенный санузел. Объясняется это небольшим количеством заключенных-пожизненников и особым контролем государства над содержанием опасных преступников.
Кормят «особых» в соответствии с общими нормами: пайку не урезают. Имеется возможность получать посылки и свидания в соответствии с особенностями условий содержания.
Однако заключенные находятся под надзором практически круглосуточно: повсюду установлены современные средства слежения, имеются собаки, на каждого осужденного (особенно «пыжа») приходится не менее одного охранника.
Жизнь осужденных строго регламентирована. Они живут четко по расписанию, причем днем на кроватях запрещено не только лежать, но и сидеть. Постель на день изымают. Пищу принимают в столовой или в камере – в зависимости от условий содержания. Общение сведено к минимуму,поэтому каждый новый день похож на уже прожитый.
🔥 Читайте: Самые старые действующие тюрьмы и СИЗО России. Топ-10